Главный Оптимист Всея Украины (happy_julia) wrote,
Главный Оптимист Всея Украины
happy_julia

Мальта доисторическая

Этот пост вышел совсем без фотографий, зато со ссылками и личными впечатлениями :)

На Мальте очень трепетно относятся к древностям: раскапывают, выставляют, охраняют и всё такое. Я начну с места, в которое мы не попали, ибо туда впускают строго ограниченное количество людей в день и на строго граниченное время, билеты (35 евро взрослый) нужно покупать либо ооооочень заранее через интернет (за месяц до поездки на ВСЕ наши даты их уже не было), либо прийти в 9:00 предыдущего дня в нужное место в Валлетте и выкупить (уже за 40 евро) один из немногочисленных оффлайновых билетов (таким образом продают всего с десяток билетов, на определённое время и только на следующий день).

Итак, ĦAL SAFLIENI HYPOGEUM
Мегалитический храм, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поскольку я там не была, то не знаю, чем он отличается от прочих мегалитических храмов Мальты, но это самый древний в мире(!) подземный храм (из найденных на сегодняшний день), думаю что он также больше других и лучше сохранился. Предположительно, помимо ритуального назначения он служил также кладбищем, ибо в некоторых из пещер были найдены захоронения.

Решив, что мне слабО вставать споразанку и ехать куда-то ради билетов (которые к тому же совсем не гарантированы), я подумала что хотя бы один из этих древних мальтийских храмов посетить всё же стОит. Изучив ассортимент выбрала место, куда было б/м удобно добираться от наших апартаментов, и к тому же там оказалось сразу 2 храма: ĦAĠAR QIM и Mnajdra. Они датируются 3600-3200 годами до н.э., были раскопаны в 19-м веке, и входят в список ЮНЕСКО. Билет (10 евро взрослый) даёт право на посещение обоих храмов + небольшого музея, и на просмотр короткого 4-Д фильма, который объясняет что же это, собственно, такое было. Фильм интересный, лучше смотреть его до посещения храмов. Сами храмы небольшие, осмотреть их можно снаружи (по периметру), и местами есть доступ к внутренним помещениям, но сильно не везде. Также на территории комплекса находится одна из сторожевых башен 17 века (о них планирую рассказать в другом посте).

Путеводители также всячески советовали посетить пещеру GĦAR DALAM и сопутствующий музей. Там были найдены следы обитания человека, насчитывающие 7400 лет (самые древние на Мальте), а в музее обещали скелет карликового слона и прочих экзотических вымерших животных. Доехали мы до неё, музей оказался двумя комнатами, где вдоль стен стояли стеллажи, в которых на полках длинными ровными рядами разложены кости и косточки, мало чем отличающиеся от сеседок по шкафу. Пара непримечательных скетлетиков там тоже была. А пещера - вообще ни о чём, такой себе туннельчик пару метров в ширину и 70 метров в длину (дальше нельзя ибо опасность обвала), кое-где таблички типа "тут нашли кости гипопотама". Кароче, мы оба были разочарованы, лучче бы на пляж пошли :) Билет (5 евро взрослый) включает также посещение руин ещё одного мегалитического храма и сопутствующего поселения - Borġ in-Nadur, но до него надо было либо минут 20-25 топать по жаре, либо ехать на автобусе (который сначала дождаться), причём в противоположную от дома сторону. Геннадий сказал: не пойдём, ну а я не стала возражать ))

А больше всего из посещённых доисторических достопримечательностей нам понравилась Misraħ Għar il-Kbir, распространено также английское "прозвище" этого места -  Clapham Junction, по названию одной из лондонских ж/д станций. Это совсем рядом со скалами Дингли (о них тоже пожже), там отлично сохранились остатки знаменитых древний "дорог" - колеи, предположительно выбитые колёсным транспортом в мягких породах примерно за 2000 до н.э. А ещё там есть остатки пещер, в которых жили люди с доисторических времён и вплоть до 19 века! А потом английское правительство решило что нефиг терпеть этих пещерных жителей, пусть как все работают на благо общества и платят налоги. А поскольку добром они уходить не хотели, то пещеры подразрушили, сделав непригодными к дальнейшему обитанию, и т.о. вынудили людей переселиться в "приличные" населённые пункты. Полазить по пещерам тоже было интересно, там сохранилось немного, но можно угадать элементы пещерного быта. А самое приятное, что вотэтовотвсё - совершенно бесплатно и доступно всем и в любое время! В общем, что я точно и настоятельно рекомендую, так это совместить прогулку по сказам Дингли с посещением этого древнего места :)
Tags: Мальта, нездешнее

• Breaking through the chill

Случайно увидела афишу концерта Расмуса, ноябрь следующего года. Чтоле купить билеты? Пока я над этим думаю, вот вам красивая октябрьская песенка. Ну…

• Faudrait sourire même au pire

Настроение сегодня вот такое (видать потому что завтра таки в отпуск) :)

• 365/365 – I thank you for that special thrill

А песенку для последнего дня марафона я, сознаюсь, выбрала давно, практически в самом начале. К сожалению, не нашла к ней видео, так что решила в…